О результатах работы по противодействию коррупции в сфере реализации национальных проектов

16:09 21.06.2024

Прокуратурой Костромской области на системной основе принимаются меры по обеспечению законности в сфере реализации национальных проектов.
В этих целях налажен обмен информацией с уполномоченными органами и организациями, осуществляется мониторинг информации, размещаемой в сети Интернет и СМИ.
Вопросам активизации работы по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере реализации нацпроектов уделено особое внимание при проведении 29 ноября 2023 года Координационного совещания руководителей правоохранительных органов региона, в ходе которого рассмотрены результаты работы в сфере противодействия коррупционной преступности, профилактики коррупционных правонарушений.
Создана и функционирует межведомственная рабочая группа в сфере исполнения законодательства при реализации национальных проектов, на заседании которой с участием уполномоченных органов власти рассмотрены вопросы реализации мероприятий национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Демография», выработаны организационные и практические меры, направленные на обеспечение законности в указанной сфере.
Кроме того, вопросы противодействия правонарушениям и преступлениям коррупционной направленности при реализации национальных проектов на системной основе рассматриваются в рамках работы постоянно действующей межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции под руководством прокурора региона.
Так, 14 марта 2024 года на заседании группы с участием контрольно-надзорных органов, органов правоохраны, государственной власти и отдельных государственных заказчиков рассмотрены вопросы реализации на территории региона мер по противодействию правонарушениям и преступлениям коррупционной направленности в сфере нацпроектов. Внимание участвующих лиц акцентировано на необходимость активизации работы по выявлению и пресечению коррупционных преступлений в рассматриваемой сфере, принятия мер к реальному возмещению причиненного государству ущерба.
В качестве инструмента профилактики коррупционных правонарушений проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
К примеру, по протесту прокурора Сусанинского района проводится работа по корректировке административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала, в рамках правоприменения которого создавались препятствия к реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Демография», поскольку требованиями регламента был незаконно увеличен срок выдачи акта освидетельствования лицу, получившему государственный сертификат на материнский капитал, а также на заявителей были возложены обязанности по предоставлению документов, не предусмотренных законодательством, например, копий правоустанавливающих документов на объект.
Акцентировано внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов откатов, хищений, нецелевого расходования бюджетных средств и иных уголовно-наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
Ежегодно органами прокуратуры области выявляется более 400 нарушений при реализации национальных проектов. Несмотря на то, что коррупционный характер имеют не более 10% подобных нарушений, именно они чаще всего оказывают негативное влияние на законность при реализации мероприятий национальных проектов, способствуют срыву исполнения и или ненадлежащего исполнения отдельных государственных и муниципальных контрактов, фактам нецелевого расходования бюджетных денежных средств.
Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует, что чаще всего коррупционные нарушения при реализации национальных проектов выявлялись в контрактной сфере и были связаны с фактами нарушений при формировании цены контрактов, выборе способа их заключения, приемкой невыполненных (ненадлежащим образом выполненных) работ, причинением в результате противоправной деятельности должностных лиц заказчика ущерба.
Так, нарушения допускаются заказчиками на стадии определения начальной (максимальной) цены контрактов в целях их заключения с конкретными хозяйствующими субъектами.
К административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей привлечен руководитель структурного подразделения ОГБУ «Управление капитального строительства Костромской области», допустивший факт злоупотребления полномочиями при формировании в рамках реализации национального проекта «Экология» начальной (максимальной) цены трех государственных контрактов на поставку контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов. В целях определения начальной (максимальной) цены контрактов должностным лицом заказчика трижды использованы коммерческие предложения, поступившие с одного адреса электронной почты предпринимателя, с которым в дальнейшем заключены контракты.
Государственными и муниципальными заказчиками допускаются факты заключения контрактов с нарушением способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в интересах конкретных хозяйствующих субъектов.
В Арбитражном суде Костромской области находится на рассмотрении исковое заявление прокуратуры области о признании недействительными (ничтожными) четырех муниципальных контрактов общей стоимостью 1,4 млн рублей на ремонт помещений в рамках реализации национального проекта «Культура», заключенных в условиях дробления между муниципальным учреждением в Нейском районе и индивидуальным предпринимателем в целях оказания ему преференций в виде освобождения от процедуры торгов.
По представлению Нейского межрайонного прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности виновное должностное лицо муниципального учреждения культуры, допустившее факт заключения в рамках реализации национального проекта «Культура» в условиях дробления договоров поставки компьютерного, электронного оборудования для создания виртуального концертного зала в г. Нея на общую сумму 838,3 тыс. рублей с аффилированными между собой организациями.
Отдельные нарушения имели место при принятии решений о расходовании бюджетных средств на реализацию национальных проектов в условиях конфликта интересов.
Ленинским районным судом г. Костромы удовлетворен иск прокуратуры Костромской области, предъявленный в связи с непринятием по представлению прокуратуры надлежащих мер к возврату необоснованно выплаченных директором государственного учреждения, подведомственного комитету по делам молодежи региона, своей дочери по заключенному в условиях конфликта интересов контракту денежных средств на оплату расходов для участия в мероприятиях, проходивших на территории Ставропольского края (г. Пятигорск) в рамках реализации регионального и федерального проектов «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Установлены факты незаконного использования имущества, приобретенного (поставленного) при реализации мероприятий отдельных национальных проектов.
По представлению Нейского межрайонного прокурора возмещен причиненный должностным лицом государственной организации ущерб в результате незаконного распоряжения имуществом учреждения.
Установлено, что должностное лицо филиала ОГБУ «Костромаавтодор», ответственное за использование техники и осуществляющее руководство при исполнении государственного контракта на ремонт автодороги (национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»), злоупотребляя предоставленными ему полномочиями, обеспечил использование на безвозмездной и бездоговорной основе техники организации в целях доставки третьему лицу транспортом учреждения асфальтобетонной крошки. По представлению прокуратуры причиненный ущерб возмещен в полном объеме.
В ходе рассмотрения представления прокуратуры области, внесенного в связи с незаконным использованием имущества, приобретенного в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», директором департамента здравоохранения Костромской области в прошлом году расторгнуты трудовые отношения с главным врачом ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ», которая неоднократно использовала в личных целях автомобиль, предоставленный учреждению в оперативное управление в рамках исполнения федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение» для доставки пациентов в медицинскую организацию и медработников к месту жительства. При этом автомашина передавалась главным врачом больницы в пользование приемному несовершеннолетнему сыну, не имеющему права управления транспортными средствами.
Анализ совершаемых правонарушений при исполнении контрактов, направленных на реализацию мероприятий национальных проектов, свидетельствует, что наряду с фактами коррупционных нарушений в деятельности заказчиков допускаются и нарушения в действиях исполнителей, которые могут привести к рискам неисполнения договорных обязательств, фактам незаконного расходования бюджетных средств.
В настоящее время расследуются и рассматриваются судами 9 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, связанных с исполнением мероприятий национальных проектов «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы».
К примеру, направлено в суд уголовное дело по факту мошенничества и легализации денежных средств, совершенных руководителем коммерческой организации в рамках исполнения мероприятий национального проекта «Здравоохранение», который с целью хищения бюджетных средств создал видимость выполнения работ, однако при поступлении от заказчиков авансовых платежей обеспечил их использование в целях, не связанных с выполнением контрактов, что в результате повлекло их расторжение и, как следствие, причинение ущерба бюджету в общей сумме более 27,8 млн рублей.
Вынесен приговор в отношении руководителя коммерческой организации, похитившего бюджетные средства в сумме 2,9 млн рублей в связи с незаконным получением гранта при реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, и осужден к лишению свободы на срок 3 года условно с испытательным сроком 3 года. Обеспечен надзор за фактическим возмещением причиненного государству ущерба.
Надзорные мероприятия, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям и преступлениям при реализации на территории региона национальных проектов, продолжены.