О результатах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

11:28 03.06.2025

Действенной мерой профилактического характера, направленной на противодействие коррупции, является проводимая органами прокуратуры антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных-правовых актов.
При реализации надзорных полномочий за законностью нормативной правовой базы органов государственной и муниципальной власти Костромской области установлено, что при нормативном регулировании отдельных вопросов допускались факты подготовки и принятия правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.
В основном нарушения допускались при разработке и принятии нормативных правовых актов исполнительными органами местного самоуправления, которые регламентировали порядок оказания государственных и муниципальных услуг, осуществление муниципального контроля, в сфере бюджетных правоотношений, государственной и муниципальной собственности, а также затрагивали права и свободы граждан.
Установлено 276 нормативных правовых акта и проекта нормативных правовых актов, содержащих 291 коррупциогенный фактор, которые исключены по результатам прокурорского вмешательства.
При проведении антикоррупционной экспертизы в каждом конкретном случае оцениваются коррупционные риски, выясняются негативные последствия применения незаконных нормативных актов, принимаются меры к их устранению.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов связано с отсутствием сроков, оснований принятия решений, наличием нормативных коллизий, принятием нормативных актов за пределами компетенции, отсутствием или неполнотой административных процедур, предъявлением завышенных требований.
Так, департаментом по труду и социальной защите населения по протесту прокуратуры области внесены изменения в приказ директора департамента от 21.10.2019 №790 (в ред. от 15.01.2025 №5) «О служебном распорядке и правилах внутреннего трудового распорядка департамента по труду и социальной защите населения Костромской области» в части исключения коррупциогенных факторов, предусмотренных подп. «и» и «б» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 (далее – Методика). В нормативном правовом акте устанавливалась диспозитивная возможность оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни в зависимости от наличия соглашения между служащим и руководителем органа государственной власти, а также не регламентировались права инвалидов и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, на отказ от работы в выходной день.
Внимание уделяется выявлению и устранению коррупциогенных факторов при подготовке актов нормотворчества.
К примеру, по информации прокуратуры области из проекта приказа директора департамента культуры Костромской области «О конкурсном отборе работников культуры на право получения единовременной компенсационной выплаты работникам культуры, прибывшим (переехавшим) в населенные пункты Костромской области» исключены коррупциогенные факторы, предусмотренные подп. «а», «и» п. 3 Методики, поскольку не был предусмотрен порядок информирования участников конкурса о его результатах, имелись противоречия в требованиях к участникам конкурса, принят законный нормативный правовой акт.
По информации Галичского межрайонного прокурора из проекта постановления администрации городского округа город Галич «О мерах поддержки членов семей участников специальной военной операции на территории городского округа-город Галич Костромской области» исключен коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «и» п. 3 Методики, так как проектом ограничивались права родителей, детей, усыновителей и усыновленных на предоставление мер социальной поддержки, как членам семьи участника специальной военной операции, принят законный нормативный акт.
Работа на данном направлении продолжена