Органы прокуратуры региона провели проверки исполнения работодателями законодательства о труде и занятости несовершеннолетних
11:38 01.11.2024
В ходе прокурорских проверок исполнения работодателями трудового законодательства при привлечении несовершеннолетних к работе в свободное от учебы время выявлен ряд нарушений прав юных работников. Используя слабую правовую подготовку подростков, недобросовестные работодатели прибегали к ущемлению их прав, незаконному обращению к своей выгоде результатов их труда.
В ходе плановой проверки прокурорами выявлены недостатки локальных актов, договоров, регулирующих трудовые отношения, факты несоблюдения порядка приема несовершеннолетних и предоставления им государственных гарантий при реализации права на труд.
Наиболее часто встречались нарушения, связанные с ненадлежащим оформлением трудовых отношений, невключением в трудовые договоры и соглашения обязательных условий (места работы, трудовой функции, наименования должности, даты начала работы, режима рабочего времени, условий оплаты труда, обязательного социального страхования работника и др.), отсутствием подтверждения факта получения работником копии трудового договора.
Так, проверкой прокуратуры Белинского района в МОУ СОШ № 2 г. Белинского им. Р.М. Сазонова и МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанино установлено, что в трудовых договорах с подростками отсутствовали положения об условиях и характере работы (подвижная, разъездная, в пути, иной характер работы), а также условия об обязательном социальном страховании работника.
Прокуратура Земетчинского района выявила факты включения МОУ СОШ № 3 р. п. Земетчино и МБОУ «Лицей» р. п. Земетчино в трудовые договоры с несовершеннолетними положений о том, что оплата их труда осуществляется в виде материальной поддержки, составляет 1 363,4 руб. и перечисляется территориальным органом занятости населения непосредственно на лицевой счет работника.
Таким образом, в нарушение трудового законодательства и договоров о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, заключенных работодателями и территориальным центром занятости, выплата заработной платы несовершеннолетним работникам фактически не осуществлялась, им выплачена лишь сумма материальной поддержки. Указанные нарушения стали основанием для внесения представлений и возбуждения в отношении директоров образовательных организацией дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
В Иссинском районе прокурорского реагирования потребовали случаи начисления и выплаты лагерем труда и отдыха «Возрождение» заработной платы подросткам ниже минимального размера оплаты труда, а одному из них – даже ниже, чем у других работников по той же должности
В результате принятых прокурором района мер виновное лицо оштрафовано, по представлению прокурора права несовершеннолетних восстановлены.
Прокуроры выявляли случаи приема на работу лиц в возрасте до восемнадцати лет без предварительного обязательного медицинского осмотра, который должен осуществляться за счет средств работодателя.
Установлены факты допуска несовершеннолетних к работе без оформления трудового договора.
Так, прокурор г. Кузнецка установил, что индивидуальный предприниматель Хальметов А.А., осуществляющий деятельность в сфере производства мебели, не заключал трудовой договор в письменной форме с несовершеннолетним грузчиком-разнорабочим, хотя фактически допустил его к работе.
Аналогичное нарушение допущено индивидуальным предпринимателем Порватовым И.Н. при трудоустройстве несовершеннолетней в Пензенском районе.
Пресекались прокурорами нарушения законодательства об охране труда, в том числе связанные с невыдачей средств индивидуальной защиты.
Так, при анализе журнала инструктажа МБУ МЦ «Юность» прокуратура Железнодорожного района г. Пензы установила, что несовершеннолетние работники - дворники МБОУ СОШ № 66 им. В.А. Стукалова, МБУ ДО ДШИ № 8 г. Пензы, МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы, МБУ МЦ «Юность» допущены к исполнению трудовых обязанностей без проведения первичного инструктажа по охране труда. Кроме того, подростки не были обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты.
С целью устранения нарушений работодателям внесены представления, в отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации). Одному из директоров образовательных учреждений объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона при предстоящем трудоустройстве несовершеннолетних.
Проверка выявила также ненадлежащее исполнение органами службы занятости населения региона обязанностей по содействию в трудоустройстве «трудных» подростков, недостаточное взаимодействие с иными органами системы профилактики на данном направлении, в том числе по обмену информацией о таких подростках.
В деятельности центров занятости имели место нарушения, связанные с информированием работодателей о порядке организации временного трудоустройства несовершеннолетних, формированием баз вакансий для их временного трудоустройства и оформлением приказов об оказании материальной поддержки.
По всем выявленным нарушениям органы прокуратуры принимали меры к их устранению, возбуждали в отношении виновных лиц дела об административных правонарушениях, добивались восстановления нарушенных прав несовершеннолетних работников.
В ходе плановой проверки прокурорами выявлены недостатки локальных актов, договоров, регулирующих трудовые отношения, факты несоблюдения порядка приема несовершеннолетних и предоставления им государственных гарантий при реализации права на труд.
Наиболее часто встречались нарушения, связанные с ненадлежащим оформлением трудовых отношений, невключением в трудовые договоры и соглашения обязательных условий (места работы, трудовой функции, наименования должности, даты начала работы, режима рабочего времени, условий оплаты труда, обязательного социального страхования работника и др.), отсутствием подтверждения факта получения работником копии трудового договора.
Так, проверкой прокуратуры Белинского района в МОУ СОШ № 2 г. Белинского им. Р.М. Сазонова и МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанино установлено, что в трудовых договорах с подростками отсутствовали положения об условиях и характере работы (подвижная, разъездная, в пути, иной характер работы), а также условия об обязательном социальном страховании работника.
Прокуратура Земетчинского района выявила факты включения МОУ СОШ № 3 р. п. Земетчино и МБОУ «Лицей» р. п. Земетчино в трудовые договоры с несовершеннолетними положений о том, что оплата их труда осуществляется в виде материальной поддержки, составляет 1 363,4 руб. и перечисляется территориальным органом занятости населения непосредственно на лицевой счет работника.
Таким образом, в нарушение трудового законодательства и договоров о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, заключенных работодателями и территориальным центром занятости, выплата заработной платы несовершеннолетним работникам фактически не осуществлялась, им выплачена лишь сумма материальной поддержки. Указанные нарушения стали основанием для внесения представлений и возбуждения в отношении директоров образовательных организацией дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
В Иссинском районе прокурорского реагирования потребовали случаи начисления и выплаты лагерем труда и отдыха «Возрождение» заработной платы подросткам ниже минимального размера оплаты труда, а одному из них – даже ниже, чем у других работников по той же должности
В результате принятых прокурором района мер виновное лицо оштрафовано, по представлению прокурора права несовершеннолетних восстановлены.
Прокуроры выявляли случаи приема на работу лиц в возрасте до восемнадцати лет без предварительного обязательного медицинского осмотра, который должен осуществляться за счет средств работодателя.
Установлены факты допуска несовершеннолетних к работе без оформления трудового договора.
Так, прокурор г. Кузнецка установил, что индивидуальный предприниматель Хальметов А.А., осуществляющий деятельность в сфере производства мебели, не заключал трудовой договор в письменной форме с несовершеннолетним грузчиком-разнорабочим, хотя фактически допустил его к работе.
Аналогичное нарушение допущено индивидуальным предпринимателем Порватовым И.Н. при трудоустройстве несовершеннолетней в Пензенском районе.
Пресекались прокурорами нарушения законодательства об охране труда, в том числе связанные с невыдачей средств индивидуальной защиты.
Так, при анализе журнала инструктажа МБУ МЦ «Юность» прокуратура Железнодорожного района г. Пензы установила, что несовершеннолетние работники - дворники МБОУ СОШ № 66 им. В.А. Стукалова, МБУ ДО ДШИ № 8 г. Пензы, МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы, МБУ МЦ «Юность» допущены к исполнению трудовых обязанностей без проведения первичного инструктажа по охране труда. Кроме того, подростки не были обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты.
С целью устранения нарушений работодателям внесены представления, в отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации). Одному из директоров образовательных учреждений объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона при предстоящем трудоустройстве несовершеннолетних.
Проверка выявила также ненадлежащее исполнение органами службы занятости населения региона обязанностей по содействию в трудоустройстве «трудных» подростков, недостаточное взаимодействие с иными органами системы профилактики на данном направлении, в том числе по обмену информацией о таких подростках.
В деятельности центров занятости имели место нарушения, связанные с информированием работодателей о порядке организации временного трудоустройства несовершеннолетних, формированием баз вакансий для их временного трудоустройства и оформлением приказов об оказании материальной поддержки.
По всем выявленным нарушениям органы прокуратуры принимали меры к их устранению, возбуждали в отношении виновных лиц дела об административных правонарушениях, добивались восстановления нарушенных прав несовершеннолетних работников.