Прокурор Саратовской области С.В. Филипенко в областную Думу внес законопроект, которым расширяются возможности использования регионального материнского капитала

11:33 19.01.2024

Законопроектом предлагается внести поправки в Закон Саратовской области от 28.12.2011 № 212-ЗСО «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской области», допускающие возможность направления средств регионального материнского (семейного) капитала не только на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, но и реконструкцию дома блокированной застройки.
Данная концепция направлена на приведение областного закона в соответствие с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2022 № 56-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В описанной судом ситуации многодетной семьей с целью увеличения площади жилого помещения и степени его благоустройства получено разрешение на реконструкцию двухкомнатной квартиры, находящейся в двухквартирном одноэтажном жилом доме (с разделением квартир капитальной сплошной стеной, отдельным выходом на земельный участок с видом разрешенного использования «малоэтажные многоквартирные жилые дома»).
Однако уполномоченные органы отказывали многодетной семье в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, поскольку жилое помещение, принадлежащее заявительнице (квартира), не относится к объектам индивидуального жилищного строительства.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2022 № 56-П отмечено, что исторические особенности формирования жилищного фонда и развития градостроительного законодательства таковы, что в целом сходные по фактическим характеристикам объекты относятся к разным видам объектов согласно сведениям кадастрового учета.
Предназначению материнского капитала, как меры государственной поддержки, не противоречит реконструкция иного, нежели объект индивидуального жилищного строительства, объекта капитального строительства, в результате которой увеличивается площадь жилого помещения, принадлежащего получившему сертификат лицу, поскольку с точки зрения цели распоряжения средствами материнского капитала - для улучшения жилищных условий - не очевидны различия между реконструкцией объекта индивидуального жилищного строительства и допускаемой законом реконструкцией иного объекта капитального строительства, предназначенного для постоянного проживания.
Тем самым требование об отнесении объекта реконструкции к объектам индивидуального жилищного строительства при решении вопроса о направлении средств материнского капитала приобретает, по сути, характер формального и не имеющего разумных оснований ограничения, что недопустимо с учетом принципов равенства и справедливости, в том числе при реализации предусмотренных законом мер по поддержке семьи.
Конституционным Судом Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в той мере, в какой они не предусматривают возможности направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий путем реконструкции иного объекта капитального строительства, предназначенного для постоянного проживания, кроме объекта индивидуального жилищного строительства.
Для приведения в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2023 № 682-ФЗ внесены необходимые изменения в статью 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», аналогичные изменения предлагается внести и в областной закон в целях недопущения нарушения прав многодетных граждан.