Внесенный прокурором Саратовской области С.В. Филипенко законопроект об ответственности перевозчиков в сфере транспортного обслуживания населения поддержан на заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Саратовской областной Думы

11:57 17.11.2023

Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допускается установление законом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из:
1) максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием;
2) максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации);
3) обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес;
4) обязанности обеспечения исправной работы установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;
5) обязанности информирования не позднее чем за пятнадцать дней до дня начала применения измененных тарифов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления, установивших маршрут регулярных перевозок, и владельцев автовокзалов или автостанций в случае нахождения остановочного пункта на их территории об изменении тарифов на регулярные перевозки.
Такие положения определены ст. 7 Закона Саратовской области от 28.03.2016 № 31-ЗСО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Саратовской области» и муниципальными нормативными правовыми актами.
Однако несмотря на установленные на региональном и местном уровне дополнительные требования к перевозчикам, административная ответственность Законом области фактически установлена только за нарушение одной из перечисленных обязанностей, а именно невыполнение требований к обеспечению исправной работы установленного в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе лиц с ограниченными возможностями, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда.
Проведенный прокуратурой области мониторинг состояния законности по вопросам организации регулярных перевозок свидетельствует о допускаемых перевозчиками нарушениях и других обязательных требований, в частности в ходе контрольных мероприятий только в Саратове за текущий год выявлено более 80 нарушений перевозчиками расписания движения по маршрутам, недостатки в работе вскрыты также и по межмуниципальным маршрутам перевозок, что указывает на необходимость усиления мер профилактики правонарушений.
В связи с этим законопроектом расширяется ответственность перевозчиков за невыполнение обязательных требований к организации транспортного обслуживания населения, что будет способствовать предупреждению и пресечению нарушения требований законодательства в данной сфере.
Для адаптации организаций и предпринимателей к вносимым поправкам и с учетом вступления в силу изменений федерального законодательства в данной части предлагается установить срок введения в действие административной ответственности – с 01.09.2024.
Законопроект рассмотрен на состоявшемся 16.11.2023 заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Саратовской областной Думы и принятым решением рекомендован к принятию в двух чтениях на очередном заседании законодательного органа.