Практика пресечения нарушений закона при передаче объектов коммунальной инфраструктуры во владение и пользование хозяйствующих субъектов
10:37 15.03.2024
Прокуратура области проанализировала результаты работы по выявлению и пресечению нарушений закона при передаче объектов коммунальной инфраструктуры во владение и пользование хозяйствующих субъектов.
В соответствии с федеральным законодательством объекты, срок эксплуатации которых превышает 5 лет, могут быть переданы во владение и пользование хозяйствующим субъектам исключительно в рамках концессионных
соглашений. При этом соглашением в обязательном порядке должны предусматриваться обязанности концессионера (хозяйствующего субъекта) по реконструкции объектов, улучшению их характеристик и эксплуатационных свойств своими силами и средствами.
Однако выявляются факты, когда котельные, тепловые сети, сети водоснабжения и водоотведения, предназначенные для предоставления соответствующих услуг населению, передаются муниципалитетами коммерческим организациям на основании различного рода гражданско-правовых договоров (аренды, безвозмездного пользования и т.д.), без заключения концессионных соглашений.
В этой связи широкое распространение в Челябинской области получила
судебная практика защиты экономических интересов государства и муниципалитетов в порядке арбитражного судопроизводства по оспариванию
сделок заключенных с нарушением положений Федеральных законов «О водоснабжении и водоотведении», «О теплоснабжении» при передаче прав на муниципальные объекты тепло- и водоснабжения.
В 2023 году и истекшем периоде 2024 года в связи с заключением договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры вместо концессионных соглашений прокуратурой области в арбитражный суд предъявлено 8 исковых заявлений, из которых 3 заявления рассмотрено и удовлетворено судом, производство по 1 заявлению прекращено в связи с добровольным удовлетворением ответчиками требований прокурора.
Кроме того, активно реализуются прокурором полномочия по вступлению в уже рассматриваемые арбитражным судом дела. Так, решением Арбитражного суда Челябинской области с учетом позиции прокурора удовлетворены исковые требования администрации Варненского муниципального района к ООО «Жилком», администрации Толстинского сельского поселения о признании недействительными концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения по основаниям несоответствия заключенного соглашения условиям конкурсной документации и требованиям закона.
В этот же период с вынесением итогового судебного акта рассмотрены 2 аналогичных дела по искам администрации Варненского района к ООО «Жилком», администрациям Лейпцигского и Покровского сельских поселений Варненского района, по которым прокурор привлечён судом к участию в порядке, установленном ст. 51 АПК РФ.
Кроме того, в том числе в результате участия прокурора в деле по заявлению ООО «Перспектива» к УФАС по Челябинской области, пресечена попытка изменения существенных условий концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры без соблюдения обязательного конкурентного порядка.
Работа на данном направлении прокуратурой области продолжена.
В соответствии с федеральным законодательством объекты, срок эксплуатации которых превышает 5 лет, могут быть переданы во владение и пользование хозяйствующим субъектам исключительно в рамках концессионных
соглашений. При этом соглашением в обязательном порядке должны предусматриваться обязанности концессионера (хозяйствующего субъекта) по реконструкции объектов, улучшению их характеристик и эксплуатационных свойств своими силами и средствами.
Однако выявляются факты, когда котельные, тепловые сети, сети водоснабжения и водоотведения, предназначенные для предоставления соответствующих услуг населению, передаются муниципалитетами коммерческим организациям на основании различного рода гражданско-правовых договоров (аренды, безвозмездного пользования и т.д.), без заключения концессионных соглашений.
В этой связи широкое распространение в Челябинской области получила
судебная практика защиты экономических интересов государства и муниципалитетов в порядке арбитражного судопроизводства по оспариванию
сделок заключенных с нарушением положений Федеральных законов «О водоснабжении и водоотведении», «О теплоснабжении» при передаче прав на муниципальные объекты тепло- и водоснабжения.
В 2023 году и истекшем периоде 2024 года в связи с заключением договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры вместо концессионных соглашений прокуратурой области в арбитражный суд предъявлено 8 исковых заявлений, из которых 3 заявления рассмотрено и удовлетворено судом, производство по 1 заявлению прекращено в связи с добровольным удовлетворением ответчиками требований прокурора.
Кроме того, активно реализуются прокурором полномочия по вступлению в уже рассматриваемые арбитражным судом дела. Так, решением Арбитражного суда Челябинской области с учетом позиции прокурора удовлетворены исковые требования администрации Варненского муниципального района к ООО «Жилком», администрации Толстинского сельского поселения о признании недействительными концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения по основаниям несоответствия заключенного соглашения условиям конкурсной документации и требованиям закона.
В этот же период с вынесением итогового судебного акта рассмотрены 2 аналогичных дела по искам администрации Варненского района к ООО «Жилком», администрациям Лейпцигского и Покровского сельских поселений Варненского района, по которым прокурор привлечён судом к участию в порядке, установленном ст. 51 АПК РФ.
Кроме того, в том числе в результате участия прокурора в деле по заявлению ООО «Перспектива» к УФАС по Челябинской области, пресечена попытка изменения существенных условий концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры без соблюдения обязательного конкурентного порядка.
Работа на данном направлении прокуратурой области продолжена.