Интервью прокурора Тюменской области Владислава Московских изданию "Тюменская область сегодня": "Победить коррупцию мы сможем, объединив усилия общества и государства"

09:27 09.12.2023

Сегодня, 9 декабря, мировое сообщество отмечает двадцатилетие со дня подписания в Мексике Конвенции ООН, наметившей курс на борьбу с  коррупцией.
Провозглашенный тогда же «Международный день борьбы с коррупцией» отмечается и в нашей стране, где почти 15 лет действует российский закон «О противодействии коррупции», который закрепил понятие этого вида преступления и определил его основные признаки, принципы и способы противодействия этому пагубному явлению.
Коррупция способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. Поэтому борьба с ней ведется последовательно и системно. Совершенствуется законодательство, деятельность правоохранительных, контрольно-надзорных органов и власти всех уровней.
О борьбе с коррупцией, укреплении законности, защите прав граждан, интересов общества и государства в интервью с прокурором Тюменской области Владиславом Московских.
- Владислав Викторович, расскажите, как организована работа в этой сфере?
- Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции осуществляется в трех направлениях: профилактика, непосредственная борьба с ней, а также минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.
В составе прокуратуры Тюменской области создано специальное структурное подразделение  -  отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. На местах организация этого надзора возложена лично на прокуроров, а проведение проверок поручается наиболее опытным и квалифицированным работникам.
- За последние годы надзорные и правоохранительные органы многое сделали в борьбе с коррупцией, но, к сожалению, бой еще не закончен. На что в первую очередь Вы ориентируете подчиненных в антикоррупционной работе?
- Мы наращиваем усилия по противодействию коррупции и в ходе прокурорских проверок в текущем году выявили более 1 тыс. 300 правонарушений.
По требованию прокуроров почти 600 должностных лиц привлекли к дисциплинарной и свыше 50 - к административной ответственности. А на основании материалов прокурорских проверок следственные органы возбудили 18 уголовных дел.
В списке выявленных нарушений: недостоверные сведения, предоставленные чиновниками о доходах и имуществе, нарушение ими же установленных обязанностей, запретов и ограничений и даже хищение бюджетных денежных средств.
Отдельное внимание мы уделяем исковой работе. Прокуроры продолжают заявлять исковые требования о возмещении вреда от коррупционных преступлений. В текущем году предъявлено таких исков на сумму более 28 млн рублей.
Кроме того, мы реализуем предоставленные полномочия по контролю за расходами чиновников и обращению в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.
В этом году мы направили в суд исковое заявление о взыскании в доход государства имущества бывшего служащего, который не представил сведения о законности приобретения земельного участка и жилого дома общей стоимостью почти 10 млн рублей и более 5 млн рублей, находившихся на банковских счетах.
- Владислав Викторович, несут ли ответственность за коррупционные правонарушения юридические лица?
- Конечно, и это является эффективным инструментом противодействия коррупции.
В этом году за «незаконное вознаграждение от имени юридического лица» прокуроры возбудили четыре дела об административных правонарушениях по ст. 19.28 КоАП РФ. По результатам рассмотрения таких дел виновные оштрафованы на 36 млн рублей.
Например, тюменская строительная фирма оштрафована на 25 млн рублей. За содействие при исполнении муниципальных контрактов ее руководитель передал чиновнику взятку строительными материалами (керамическая плитка, лестница, ворота) на сумму более 2 млн рублей.
Другой вид ответственности наступает за «незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего» (ст. 19.29 КоАП РФ). Законодатель предусмотрел специальный порядок приема их на работу.
В текущем году по этой статье  в отношении юридических и должностных лиц прокуроры возбудили 48 дел об административных правонарушениях, по результатам их рассмотрения 42 виновных оштрафованы на сумму 870 тыс. рублей (часть дел еще находится на рассмотрении).
К примеру, по постановлению прокуратуры Аромашевского района юридическое лицо  привлечено к ответственности в виде штрафа  50 тыс. рублей за то, что в 10-дневный срок не направило уведомление о трудоустройстве бывшего муниципального служащего его прежнему работодателю.
- К сожалению, не все принятые властями правовые акты могут быть законными. Подвергает ли прокуратура их какой-либо экспертизе?
- Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов остается традиционным направлением нашей деятельности по выявлению и исключению содержащихся в них коррупциогенных факторов. После вмешательства прокуроров более  400 правовых актов (проектов) органов власти и организаций приведено в соответствие с действующим законодательством.
Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.
На особом контроле прокуроров надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях и поддержание государственного обвинения в суде по таким делам.
- Какие виды коррупционных преступлений чаще всего выявляются в регионе?
- Структура преступности в большей части сформирована за счет посягательств на интересы государственной службы или органов местного самоуправления. Это получение взятки, злоупотребление, превышение полномочий, служебные подлоги и мелкое взяточничество (когда размер незаконного вознаграждения не превышает 10 тыс. рублей).
Выявляются случаи хищений и присвоения средств сотрудниками государственных, муниципальных учреждений и коммерческих организаций.
С учетом специфики региона фиксируются акты коррупции в топливно-энергетическом комплексе (в том числе коммерческие подкупы), в области закупочной деятельности, бюджетных правоотношений, реализации национальных проектов.
Однако, в экономически стабильной Тюменской области на протяжении последних лет не отмечается резких всплесков или падений количества коррупционных нарушений и преступлений. В 2023 году зарегистрировано 427 преступлений этой направленности.
- А каков портрет современного коррупционера?
- Люди приписывают коррупционерам негативные психологические характеристики, а на самом деле они совсем другие. Обычное представление о казнокрадах как о жадных, корыстолюбивых людях с бесконечным стремлением к богатству и властолюбием очень сильно отличается от реальности.
На самом деле коррупционеры - активные, энергичные, инициативные, очень коммуникабельные и эмоционально устойчивые люди. Они готовы много работать, и обладают высокой степенью самоконтроля. Как правило, они с высшим образованием, имеют семьи и детей.
Типичный коррупционер безупречен в быту, не злоупотребляет спиртным, не принимает наркотики и не нарушает общественный порядок. В среднем, это мужчина около сорока лет. Он старше в сравнении с осужденными за другие преступления.
Отмечу, что никакой особый правовой статус не может быть защитой высокопоставленным чиновникам от ответственности за коррупцию. К уголовной ответственности они привлекаются наравне со всеми правонарушителями.
- В России ведется открытый перечень госслужащих, уволенных в связи с утратой доверия. Это своеобразный черный список нарушителей антикоррупционных требований, даже не совершивших при этом преступления. За какие нарушения чаще всего в него включают?
- Увольнение в связи с утратой доверия — это, можно сказать, высшая мера дисциплинарного воздействия на недобросовестных чиновников, допустивших грубые нарушения антикоррупционного законодательства.
К ним относятся сокрытие сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, конфликте интересов на службе, наличие зарубежных финансовых инструментов и других вопиющих фактах несоблюдения запретов, ограничений и неисполнения антикоррупционных обязанностей.
- Каков максимальный размер взятки, сумма-рекорд?
- Правоохранительные органы ориентированы нами на выявление значимых преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размерах, а не на фиксацию мелких взяток работников образования, медицины, правоохранительных органов и водителей автотранспорта.
Есть пример из практики по Вашему вопросу.
Сейчас расследуется уголовное дело по ч. 8 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) в отношении должностных лиц коммерческой организации.
В течение четырех лет от представителя только одной фирмы они получили более 6 млн. рублей за информацию о предстоящих торгах, оказание сопровождения при заключении контрактов и подписи на исполнительной документации.
Всего, по версии следствия, размер вознаграждений превысил 96 млн. рублей. В ходе расследования арестовано имущество подозреваемых - автомашины, недвижимость, золотые слитки и деньги на счетах в общей сумме, превышающей 100 млн рублей. По закону им грозит до 12 лет лишения свободы.
В завершение этой истории приведу цитату французского философа  Жана де Лабрюйера, который еще в 17 веке высказался очень точно: «Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого…».
- Какая максимальная ответственность грозит коррупционеру?
В каждом случае при рассмотрении уголовных дел в судах на вид и размер наказания влияет обширный перечень обстоятельств. С учетом тяжести и общественной опасности коррупционных преступлений, как правило, назначается лишение свободы.
- Можно ли оценить общий ущерб от коррупции за этот год?
- Повторюсь, одной из главных задач органов прокуратуры является минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.
Для защиты интересов общества и государства мы тесно взаимодействуем со всеми правоохранительными органами и ведем работу по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности. В 2023 году его размер составил более 100 млн рублей.
Благодаря совместно принятым организационным и практическим мерам, в том числе за счет использования прокурорами координационных полномочий, удалось повысить результативность работы по возмещению причиненного ущерба - арестовано имущество на общую сумму порядка 140 млн рублей.
- Существуют ли какие-либо механизмы выявления коррупционеров?
- Такие механизмы, конечно же, существуют. Например, создана целая система обмена электронной информацией с региональными управлениями  ФНС России,  Росреестра, Росфинмониторинга, МВД России, отделением Пенсионного и социального страхования России и Правительством Тюменской области. Таким образом, в регионе налажено оперативное межведомственное информационное взаимодействие.
Кстати, строго ограничен круг должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных направлять соответствующие запросы.
Говоря о совершенствовании проверочных механизмов, хочу напомнить о важном законодательном новшестве - в федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О банках и банковской деятельности» в 2022 году внесены изменения, установившие механизм контроля за законностью получения денежных средств чиновников.
Эта процедура проводится, если в ходе проверки сведений о доходах чиновника и имуществе становится известно, что на его счета или членов его семьи поступили денежные средства в сумме, превышающей совокупный доход за три последних года. В этом случае чиновник должен предоставить сведения, подтверждающие законность получения средств.
Такие проверки могут проводить прокуроры и в отношении бывших служащих. При этом закон наделил нас правом получать в кредитных организациях справки об операциях, счетах и вкладах физических лиц.
К примеру, после одной из таких проверок в суд направлен иск в отношении бывшего муниципального служащего и его супруги о взыскании в доход Российской Федерации почти 15 млн рублей, законность происхождения которых они не смогли подтвердить.
- Возможно ли в отдельно взятой Тюмени покончить с коррупционными преступлениями?
- Прежде всего, изменить нужно не систему, а отношение граждан к коррупционным проявлениям. Формирование в обществе нетерпимости к таким преступлениям - одна из действенных мер по профилактике коррупции.
Законопослушный гражданин, не приемлющий проявлений коррупции в любой форме, занимающий активную гражданскую позицию, сам по себе является достойным примером для окружающих, в том числе подрастающего поколения, и тем самым вносит вклад в антикоррупционную борьбу.
К сожалению, вклад общественности в выявление коррупционных преступлений и правонарушений не столь значителен. Отчасти это происходит из-за того, что граждане зачастую не сообщают о конкретных фактах коррупции, так как чувствуют угрозу, боятся за себя, своих близких.
Поэтому в рамках надзора первоочередными задачами мы считаем защиту граждан, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов и оказание им бесплатной юридической помощи.
Антикоррупционное поведение граждан поощряет закон. Например, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации гражданин, давший взятку, освобождается от ответственности, если добровольно сообщил об этом в правоохранительные органы и в дальнейшем активно способствовал раскрытию и расследованию преступления.
Любой гражданин может сообщить об актах коррупции в прокуратуру. К примеру, имеется свободная возможность обратиться в электронной форме через официальный интернет-сайт либо через портал «Госуслуги», а также направить письменное обращение почтовой связью. Во всех прокуратурах организован ежедневный личный прием граждан, имеется ящик для обращений.
- Есть ли пожелания коллегам?
- Я хотел бы выразить слова благодарности работникам прокуратуры, и сотрудникам всех правоохранительных органов, которые 365 дней в году вносят свой вклад в наше общее дело борьбы с коррупцией. Подчеркну - именно «наше общее дело», поскольку победить коррупцию мы можем только вместе, объединив усилия общества и государства.
Беседу записал Виталий Лазарев
Издательство "Тюменская область сегодня" , выпуск № 229 от 09.12.2023