Организация работы прокуратуры с обращениями и приему граждан в 1 полугодии 2024 года

10:31 30.07.2024

В рамках реализации правозащитной функции прокуратуры значительное внимание уделяется организации работы с обращениями, а также личному приему граждан.          
В 1 полугодии 2024 году количество поступивших в органы прокуратуры республики обращений увеличилось на 10,2 % (с 3050 до 3362). Рост числа жалоб обусловлен активизацией работы органов прокуратуры республики по проведению выездных и тематических приемов граждан, использованием заявителями электронной формы обращения, проведением органами прокуратуры республики «горячих телефонных линий» по социально значимым вопросам.
Разрешено по существу 2286 обращений. По результатам разрешения обращений прокурорами выявлено свыше 1200 нарушений законов, для их устранения принесено 990 актов прокурорского реагирования.
Свыше трети обращений признано обоснованными, указанному способствовало поддержание органами прокуратуры республики позиции по комплексному подходу к разрешению обращений, тщательное изучение всех доводов заявителей, в том числе выявление иных нарушений, не указанных в обращениях.            
Поводами для обращения в надзорное ведомство являлись нарушения трудовых и жилищных прав, права на благоприятную окружающую среду, законодательства о здравоохранении, об исполнительном производстве, законодательства о несовершеннолетних, жилищно-коммунального, земельного и административного законодательства, обжалования приговоров и решений судов, решений органов следствия и дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, на необъективное расследование уголовных дел.        
Чаще других находили подтверждение доводы заявителей о нарушениях трудового законодательства. Характерными и распространенными нарушениями являлись несвоевременная выплата заработной платы и стимулирующих доплат, компенсации при увольнении, выплата заработной платы ниже размера, определенного законом, неправомерное изменение условий труда, привлечение работников к дисциплинарной ответственности, уклонение работодателя от заключения трудового договора и др.        
На контроле в прокуратуре республики находились жалобы, связанные с реализацией жилищных прав граждан, в том числе социально незащищенных категорий. Повышенное внимание уделялось незаконному снятию органами местного самоуправления с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, качеству предоставляемых жилых помещений, а также вопросам предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа.        
С учетом социальной значимости органами прокуратуры республики уделялось пристальное внимание обращениям по вопросам законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.         
В сфере охраны прав инвалидов и престарелых разрешались обращения по вопросам своевременности обеспечения техническими средствами реабилитации, необеспечения доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры, несвоевременном лекарственном обеспечении инвалидов. Прокурорского вмешательства потребовали случаи неправильного расчета пенсии, необоснованного удержания сумм, предоставляемых мер поддержки, неправильного исчисления страхового стажа для льготного назначения пенсии.        
Наиболее характерными обращениями в сфере охраны окружающей среды и природопользования  являются нарушения, связанные с ненадлежащим осуществлением органами местного самоуправления полномочий по ликвидации несанкционированных свалок и непринятием мер по укомплектованию контейнерных площадок.         
Повышенное внимание уделялось рассмотрению обращений социально незащищенных категорий населения: ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних, многодетных семей, малоимущих граждан, участников СВО и членом их семей.         
Прокуратурой республики значительное внимание уделяется личному приему граждан. В 1 полугодии 2024 года на личный прием в органы прокуратуры республики обратилось 1414 человека, число заявителей, принятых лично руководителями органов прокуратуры увеличилось с 745 до 790.         
Органами прокуратуры республики личный прием граждан осуществлялся как в формате «живого» общения, так и в дистанционном формате, посредством использования возможностей видеоконференцсвязи. Осуществляются ежемесячные приемы в рамках работы мобильной приемной в отдаленных населенных пунктах, на предприятиях, в социальных и лечебных учреждениях, в том числе постоянного проживания граждан. Ежемесячно проводились тематические приемы по различным вопросам, как правило, совместно с руководителями правоохранительных органов и органов государственной власти.