К 80-летию Великой Победы. Они приближали Победу. Муромтепловоз
10:35 10.05.2025
Муромский ордена Трудового Красного Знамени завод им. Ф. Э. Дзержинского возник на базе паровозоремонтных мастерских - в 1911 году в связи со строительством железнодорожной линии Москва-Муром железнодорожный предприниматель, председатель Правления Московско-Казанской железной дороги Николай Фон Мекк с целью снизить себестоимость ремонта локомотивов принимает решение о переносе крупных железнодорожных мастерских, находившихся в Москве, в Муром.
Из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны перенос мастерских затянулся, и они смогли начать работу лишь в 1916 году. Однако уже в 1917 году завод ремонтирует сразу 128 паровозов.
В первые годы Советской власти тут осуществлялся капитальный и средний ремонт паровозов.
В 1926 году здесь был основан паровозоремонтный завод им. Ф. Э. Дзержинского. Темпы работы резко повысились. С 1926 по 1940 годы завод отремонтировал 5300 паровозов. Из года в год улучшалось техническое оснащение предприятия, совершенствовалась организация труда, внедрялись передовые методы ремонта паровозов.
Знаменательно, что в цехах этого завода до войны работал слесарем легендарный летчик-герой Николай Францевич Гастелло.
В отраслевом отношении завод был подчинен Правлению Московско-Казанской железной дороги Наркомата путей сообщения СССР.
Кроме производства ремонтов паровозов, на заводе для нужд паровозных хозяйств изготавливались запасные части, чугунное и медное литье. Завод был опытным по освоению и внедрению новой техники на железнодорожном транспорте.
Во время войны завод перешёл на выпуск бронекорпусов, башней для танков и самоходных установок СУ-76М. Предприятие изготавливало также корпуса гранат, снарядов, мин.
С 1 октября 1941 года Муромский завод № 176 подчинялся 3-му Главному Управлению Наркомата танковой промышленности СССР.
Вместе с железнодорожниками Муромского депо заводчане построили в феврале 1942 года бронепоезд «Илья Муромец».
Бронепоезд имел на вооружении тяжелые орудия, 76-мм пушки в башнях танков Т-34, скорострельные зенитные пушки, пулеметы и минометы, а также знаменитые реактивные установки «Катюша».
Весной 1942 года «Илья Муромец» убыл на фронт.
Бронепоезд совершил более 160 атак, уничтожив 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек, 7 самолетов, 875 солдат и офицеров противника. В 1944 году под Ковелем он остался победителем в схватке с немецким бронепоездом.
При этом благодаря мастерству экипажа «Илья Муромец» за всю войну не получил ни одной пробоины. Дошел он до Одера и встретил победный май во Франкфурте, не попав в Берлин только из-за подрыва фашистами моста.
9 мая 1971 г. памятник бронепоезду «Илья Муромец» был установлен перед въездом в г. Муром.
За трудовой героизм, проявленный в годы войны, 130 работников завода были награждены орденами и медалями. За достигнутые успехи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Сразу же после войны предприятие перешло на выпуск мирной продукции. В 1946 году завод получает новое название — Муромский паровозостроительный, после чего на нём начинается выпуск маневрового паровоза. Уже в 1946 году он выпустил первые десять паровозов серии 9П.
Первый тепловоз ТГМ-1 был сделан в конце 1956 года. Его мощность составила 400 л.с. Модель оказалась столь удачной, что не сходила с конвейера до 1972 года. В 1962-1977 годах завод выпускал Локомотив ТГМ-23, имевший 500 л.с., созданы были и его модификации - ими были оснащены подъездные пути строительства КАМАЗа, Красноярской ГЭС, Нижнекамской ТЭЦ, многие крупные промышленные предприятия.
Муромские тепловозы экспортировались в 17 стран, среди которых Болгария, Польша, Германия, Куба, Египет и др.
В настоящее время предприятие активно растет и развивается, его продукция пользуется хорошей репутацией, а поэтому есть и заказчики и покупатели.
Из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны перенос мастерских затянулся, и они смогли начать работу лишь в 1916 году. Однако уже в 1917 году завод ремонтирует сразу 128 паровозов.
В первые годы Советской власти тут осуществлялся капитальный и средний ремонт паровозов.
В 1926 году здесь был основан паровозоремонтный завод им. Ф. Э. Дзержинского. Темпы работы резко повысились. С 1926 по 1940 годы завод отремонтировал 5300 паровозов. Из года в год улучшалось техническое оснащение предприятия, совершенствовалась организация труда, внедрялись передовые методы ремонта паровозов.
Знаменательно, что в цехах этого завода до войны работал слесарем легендарный летчик-герой Николай Францевич Гастелло.
В отраслевом отношении завод был подчинен Правлению Московско-Казанской железной дороги Наркомата путей сообщения СССР.
Кроме производства ремонтов паровозов, на заводе для нужд паровозных хозяйств изготавливались запасные части, чугунное и медное литье. Завод был опытным по освоению и внедрению новой техники на железнодорожном транспорте.
Во время войны завод перешёл на выпуск бронекорпусов, башней для танков и самоходных установок СУ-76М. Предприятие изготавливало также корпуса гранат, снарядов, мин.
С 1 октября 1941 года Муромский завод № 176 подчинялся 3-му Главному Управлению Наркомата танковой промышленности СССР.
Вместе с железнодорожниками Муромского депо заводчане построили в феврале 1942 года бронепоезд «Илья Муромец».
Бронепоезд имел на вооружении тяжелые орудия, 76-мм пушки в башнях танков Т-34, скорострельные зенитные пушки, пулеметы и минометы, а также знаменитые реактивные установки «Катюша».
Весной 1942 года «Илья Муромец» убыл на фронт.
Бронепоезд совершил более 160 атак, уничтожив 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек, 7 самолетов, 875 солдат и офицеров противника. В 1944 году под Ковелем он остался победителем в схватке с немецким бронепоездом.
При этом благодаря мастерству экипажа «Илья Муромец» за всю войну не получил ни одной пробоины. Дошел он до Одера и встретил победный май во Франкфурте, не попав в Берлин только из-за подрыва фашистами моста.
9 мая 1971 г. памятник бронепоезду «Илья Муромец» был установлен перед въездом в г. Муром.
За трудовой героизм, проявленный в годы войны, 130 работников завода были награждены орденами и медалями. За достигнутые успехи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Сразу же после войны предприятие перешло на выпуск мирной продукции. В 1946 году завод получает новое название — Муромский паровозостроительный, после чего на нём начинается выпуск маневрового паровоза. Уже в 1946 году он выпустил первые десять паровозов серии 9П.
Первый тепловоз ТГМ-1 был сделан в конце 1956 года. Его мощность составила 400 л.с. Модель оказалась столь удачной, что не сходила с конвейера до 1972 года. В 1962-1977 годах завод выпускал Локомотив ТГМ-23, имевший 500 л.с., созданы были и его модификации - ими были оснащены подъездные пути строительства КАМАЗа, Красноярской ГЭС, Нижнекамской ТЭЦ, многие крупные промышленные предприятия.
Муромские тепловозы экспортировались в 17 стран, среди которых Болгария, Польша, Германия, Куба, Египет и др.
В настоящее время предприятие активно растет и развивается, его продукция пользуется хорошей репутацией, а поэтому есть и заказчики и покупатели.