К 80-летию Великой Победы. Неизвестные сражения. Несостоявшийся бой.

10:36 04.05.2025

Героическая оборона нашей Родины продолжалась. В августе 1941 года Вермахт продолжал двигаться вглубь СССР. В районе Кривого Рога командование поставило задачу одной стрелковой роте перекрыть дорогу и любой ценой остановить немецкие танки. Полевой артиллерии не было, однако были противотанковые гранаты, эффективность которых на открытом пространстве и большой дистанции не была высокой (к танку надо подобраться, мало того, чтобы подобраться, так еще и кинуть надо прямо под гусеницу).
Недавно назначенный командир посмотрел на дорогу, на горы шлаковых отходов и вдруг приказывает: «Всем освободить вещмешки и следовать за мной. К нам гости едут, за тридевять земель, из самой Германии. Стыдно перед ними за такие дороги. Надо бы их немного подлатать» Бойцы покрутили у виска: «Видно у командира с головой что-то случилось».
Мешки загрузили шлаковыми отходами (результат переработки сырья), которых под этим местом было в избытке, и высыпали его на дорогу. Сыпали неравномерно, особенно там, где дорога в горку шла. А командир еще и приговаривает: «На горочку сыпьте побольше, чтобы гости не поскользнулись».
Километра два засыпали этим шлаком. На позиции вернулись злые и усталые. Еще и окопаться надо успеть. И вот немецкие танки заехали на «благоустроенный участок». Танк, следующий в колонне третьим, свои гусеницы потерял первым.
А уже через минуту остановились все танки, общим числом восемь. Бойцы притихли, огня никто не открывает. Зачем лишний раз злить противника. Немцы не сразу сообразили, что происходит, подогнали танк-эвакуатор. Его постигла та же участь. На дороге пробка образовалась.
Так немцы до вечера и не сдвинулись с места. Командир роты послал в штаб сообщение, что задача выполнена и танки остановлены. Посыльный вернулся с хорошей вестью, что сзади уже организована оборона и ночью можно сниматься с позиций.
А весь секрет заключался в том, что командир до призыва в армию был технологом по холодной обработке металлов. Эти шлаковые отходы, так называемые никельшлаки, были отходами при производстве высоколегированной стали. И они являлись сами по себе страшным абразивом. Поэтому никакие пальцы гусениц не могли выдержать такого издевательства над собой. Они быстро изнашивались, гусеница при этом вытягивалась и соскакивала с ведущего колеса и танк не мог двигаться.